История
"Опытно-конструкторское бюро "Сокол" было основано в 1959 году на базе студенческого Опытно-конструкторского бюро Казанского Авиационного Института и Казанского авиационного завода (Казанского Авиационного Промышленного Объединения имени С. П. Горбунова), и первоначально, до 1982 года, называлось ОКБ спортивной авиации (ОКБ СА).
Тематика первых десяти лет: спортивные и учебные планеры, которые конструировались и строились на высоком научно-техническом уровне, широко использовались в системе ДОСААФ:
- КАИ-11 (Рис. 1) - планер первоначального обучения, разработан в ОКБ КАИ в 1957 году, запущен в серию. ОКБ СА осуществляло сопровождение серии до 1961 года;
Рис.1.КАИ-11 - планер первоначального обучения
- КАИ-14 (Рис. 2) - планер стандартного класса, разработка начата ещё в ОКБ КАИ, завершена в 1961г. в ОКБ СА, рекомендован в серийное производство. Выпущена небольшая серия. Планер был неоднократным призером международных соревнований.
- КАИ-19 (Рис. 3) - планер открытого класса, разработка завершена в 1963 году, рекомендован в серию. На опытных образцах установлено 5 мировых рекордов.
Рис. 2 Планер стандартного класса КАИ-14 Рис. 3 Планер открытого класса КАИ-19
- СА-9 (Рис. 4) - планер первоначального обучения, разработка завершена в 1969 году, рекомендован в серию.
- СА-7У (Рис. 5) - учебно-тренировочный планер, разработка завершена в 1971 году, рекомендован в серию.
- СА-8Т - планер стандартного класса, разработка закончена в 1972 году, рекомендован в серию.
Рис. 4 Планер первоначального обучения СА-9 Рис. 5 Учебно-тренировочный планер СА-7У
В 1968 году ОКБ приступает к разработке самолётов-мишеней на базе серийных самолётов с небольшим остаточным ресурсом.
Первой такой разработкой стал самолёт-мишень М-19 (Рис. 6) на базе самолётов МИГ-19 различных модификаций. В 1969 году эта мишень была запущена в серийное производство.
Затем началось переоборудование самолетов МИГ-17 различных модификаций в самолёт-мишень М-17 (Рис. 7), который был запущен в серийное производство в 1970г.
Рис. 6 Самолет-мишень М-19 Рис. 7 Самолет-мишень М-17
В 1975 году ОКБ стало заниматься модернизация массовой воздушной мишени Ла-17М, а с 1978 года проводилось конструкторское сопровождение модернизированных мишеней под обозначением Ла-17ММ (Рис. 8, 9).
Рис. 8 Рис. 9
Воздушная мишень ЛА-17ММ
Следующей серьезной работой стало создание самолёта-мишени М-21 (Рис. 10) на базе сверхзвуковых истребителей МИГ-21 различных модификаций. Эта мишень находилась в серийном производстве с 1981 года.
В тот же период был разработан самолёт-мишень М-29 (Рис. 11), созданный на базе учебно-тренировочного самолета L-29 и запущенный в серию в 1992 году.
Рис. 10 Самолет-мишень М-21 Рис. 11 Самолет-мишень М-29
Двухместные самолеты (L-29 и МИГ-23УБ) послужили базой при разработке также воздушных командных пунктов ВКП-3 и ВКП-5, задачей которых являлось управление самолётами-мишенями в воздухе.
Однако ОКБ не ограничивалось переоборудованием уже созданных летательных аппаратов и создавало свои оригинальные аппараты. В 1987 году запуском в серийное производство закончилась разработка комплекса буксируемой мишени "Комета" (Рис. 12) с самолётом-буксировщиком Су-7У или Су-25Б (Рис. 13).
Рис. 12 Буксируемая мишень "Комета" Рис. 13 Самолет буксировщик
В 1993 году в серию запускается разработанный в ОКБ комплекс воздушной мишени "Дань"(Рис. 14), модернизация которого завершилась в 2009 году.
Рис.14 Воздушная мишень «Дань»